пришлите новость

Композитор Айрат Кубагушев: «Качество подготовки музыкантов упало до уровня художественной самодеятельности сельских клубов»

16:29, 05 января 2019

Дела в Минкультуре республики идут не гладко, мягко говоря. Неразбериха с госгрантами, увольнения неугодных музыкантов, скандал в подведомственных учреждениях – это лишь верхушка айсберга. Но почему так происходит? Объяснить все это попытался композитор, фольклорист, Заслуженный деятель искусств республики Башкортостан и Российской Федерации Айрат Кубагушев.

Композитор Айрат Кубагушев: «Качество подготовки музыкантов упало до уровня художественной самодеятельности сельских клубов»
Фото: vk.com/ayrat50

- Айрат Минниахметович, вы были инициатором возрождения игры на башкирских народных инструментах и создателем факультета башкирской музыки в Уфимской государственной академии искусств им. З. Исмагилова. Расскажите про те годы.

- С начала 80-х годов я занимался созданием нового направления в башкирской народной музыке. За это время были возрождены и восстановлены вышедшие из употребления башкирские музыкальные инструменты (думбыра, кыл-кубыз, ятаган и др.) и восстановлены утерянные исполнительские традиции на них. В 1989 году открыли кафедру музыки и фольклора в Институте искусств, после, на его базе, в 1996 году создали факультет башкирской музыки. До этого игре на башкирских музыкальных инструментах нигде не обучали.

В 1971 году был открыт класс курая в Уфимском училище искусств, но окончившие по этой специальности учащиеся дальше не могли продолжать учебу в вузе, и тем самым ограничились получением только среднего образования (музыкальные вузы принимают только со средним музыкальным образованием). В результате долгих исследований, изучения о бытовании в прошлом башкирских музыкальных инструментов я смог возродить вышедшие из употребления традиционные башкирские музыкальные инструменты, создать хозрасчетную экспериментальную мастерскую для их изготовления. А в 1992 году организовал первый оркестр башкирских музыкальных инструментов на базе Уфимского училища искусств. А через четыре года аналогичный оркестр «зазвучал» в институте искусств и еще через пять лет в Башгосфилармонии.

Идея создания оркестра башкирских музыкальных инструментов по аналогии оркестра казахских народных инструментов им. Курмангазы вызвало особое неприятие сторонников «Евроцентризма», для которых существовал лишь модель оркестров русских народных инструментов российских вузов культуры и искусства. Они громогласно утверждали, что «создание национального оркестра почти на сто процентов обречено на неудачу…» и делали все для этого. Оппоненты прилагали немало усилий для того, чтобы затормозить начавшийся процесс подготовки исполнителей по башкирским традиционным музыкальным инструментам, вплоть до кардинального изменения курса УГИИ на возрождение и развитие башкирского традиционного музыкального искусства.

fb-OGMEe2uc.jpg

Фото: vk.com/ayrat50

Со дня основания факультета и до 2012 года я работал деканом и одновременно завкафедрой традиционного музыкального исполнительства до 2016 года. Годы их создания и становления были трудными: надо было решать кадровые вопросы, обеспечить учебный процесс музыкальными инструментами, методической литературой, репертуаром, открыть в средних музыкальных учебных заведениях башкирские отделы в целях подготовки абитуриентов для новой кафедры и пр. В результате целенаправленной и последовательной работы проделана огромная по масштабу работа, начатая с нуля, на пустом месте.

Сравнительно за короткий срок факультет башкирской музыки с кафедрой традиционного музыкального исполнительства стали лучшими подразделениями института, выпускники которой успешно трудятся в учреждениях культуры и искусства республики, появились известные в республике и за ее пределами ансамбли, такие как «Роберт Юлдашев и Курайсы», «Аргымак», «Ятаган», «Рахман», «Елмерзак» и пр.

_KTU_giYUU4.jpg

Со своим учеником, основателем этно-группы «Ятаган» Ильдар Шакиров. Фото: vk.com/ayrat50

- Но вы были уволены. За что?

- Открытие кафедры, создание нового направления в башкирской народной музыке с самого начала шло с большими трудностями, противостояниями. Об этом свидетельствуют некоторые аргументы и высказывания отдельных личностей. Практическая реализация подготовки специалистов на кафедре, создание оркестра башкирских музыкальных инструментов была воспринята, мягко говоря, неоднозначно в определенных кругах с ориентацией на идеи «Евроцентризма».

Такое пренебрежительное отношение к этнической музыкальной культуре было не только позицией отдельных личностей, но активно внедрялось в общественное сознание через печать, радио и телевидение, а также различного рода конференций. Особенно ситуация обострилась с 1994г., в связи с первым выпуском кураистов на кафедре башкирской музыки. Об этом, в частности, может свидетельствовать следующие высказывания оппонентов: «…нужно ли на кафедре фольклора (так называет кафедру башкирской музыки) обучать кураистов и давать им высшее образование, хотя то же самое 4-х годичное образование есть в училище искусств» и далее: «Я не понимаю, как на тот же курай обучать после училища 5 лет в консерватории?», «если мы пытаемся решить проблемы, которые возникли в сельской местности, то у нас есть техникум культуры в Стерлитамаке».

По такому рассуждению, оказывается, что проблема курая это лишь сельская проблема, то их место – в техникуме культуры, иначе говоря, не суйтесь в консерваторию, т.е. в институт искусств, знайте свое место. Вот слова еще одного деятеля: «…Говорят, вот башкиры - кураисты получают высшее образование, где логика. … Вот эта катастрофа!». Или же слова другого известного деятеля искусств: «Я люблю и курай, и гармошку, сам на них играю, но культуру народа показывает его профессиональное искусство, его серьезная музыка и симфонический оркестр, оперный театр. Вот что представляет культуру народа культурной нации». По такому рассуждению оказывается, что пока не было оперного театра, симфонического оркестра, башкиры не могли считаться культурной нацией, а потому возрождение традиции исполнительства на башкирских музыкальных инструментах не что иное, как насаждение бескультурья.

_CzJc0iYGwA.jpg

Фото: vk.com/ayrat50

Если в те годы наши оппоненты не смогли добиться своих целей, то они сделали это легко, со сменой власти в республике в 2010 году. Они смогли преподнести высшему руководству ложные сведения о своих задумках и заодно отомстить за неудачные попытки противостояний тех лет. Негласное указание, данное сверху, явилось основой для реализации коварных целей оппонентов для руководства вуза, поддержанной министром культуры республики. Вдохновляясь, они даже не заметили, как перестарались.

Начиная с 2012 года, происходит целенаправленное уничтожение всего достигнутого, первым делом которого явилось отстранение от кафедры традиционного музыкального исполнительства и факультета башкирской музыки его зав.кафедрой и декана, что отразилось в учебном процессе резким профессиональном спадом. Оставленная без руководителя и опытных педагогов кафедра, была обречена самоуничтожению, что и хотели наши оппоненты. Я отодвинул на второй план свое творчество ради Института и училища. Вложив столько сил, энергии, здоровья и лучшие годы своей жизни, незаслуженно был отстранен от всех должностей и выброшен на улицу. Так отомстили противники башкирского музыкального искусства.

В июне 2012 года были проведены формальные выборы деканов института, которые были лишь для того, чтобы избавиться от меня. А в феврале 2016 года провели выборы завкафедрой традиционного музыкального исполнительства по той же схеме, с участием четырех претендентов, которых заранее уговорили их для участия, но в итоге никого не пропустили и назначили методиста РДК Зианчуринского района неопытного обычного кураиста, с которым была заранее договоренность. А ведь должность завкафедрой профессорская, не методиста.  

- Как оцениваете работу Института сейчас?

- В целом – плохо. Когда-то гремевший на весь Советский Союз Уфимский государственный институт искусств оказался на самом последнем месте среди Российских вузов культуры и искусства, а их более 80. Факультет башкирской музыки существует только формально. Под видом именитого кураиста со званиями, на должность декана факультета башкирской музыки назначили не имеющего ни малейшего представления об учебном процессе, не имеющего руководящего и педагогического опыта работы, работавшего всю жизнь в филармонии кураистом, человека пенсионного возраста. Возможно, он также считает, что для кураиста не нужно высшее образование, поскольку он сам этого не имеет. Таким образом, созданный с десятилетиями и большим трудом, в противостояниях и спорах, вложенный столько энергии и здоровья факультет, в один миг был уничтожен

_MG_0331.jpg

А кафедра традиционного музыкального исполнительства пока «держится» на опыте и достижениях, накопленных за прошедшие годы. Качество подготовки специалистов упало настолько низко из-за безграмотных педагогов и недостойных руководителей до уровня художественной самодеятельности сельских клубов. Количество студентов сократилось до минимума, нет музыкально грамотных педагогов на кафедре, занятия не проводятся, оркестр не существует, некоторые ансамбли если проводятся, то непрофессионально, и только для отвода глаз. По словам студентов старших курсов, еще года три назад такого не было, раньше интересно проводились занятия, они получали практический опыт в оркестровом классе, а сейчас учебный процесс заброшен, посещаемость никем не контролируется. В таком состоянии кафедра не может дальше существовать, при удобном случае его могут расформировать. 

- Как происходит подготовка музыкантов в республике? Все ли гладко?

- Подготовка музыкантов длительный процесс. Вначале они должны учиться в музыкальных школах, затем в училищах, и далее в институтах (консерваториях). Как известно, основное население башкир проживает в сельской местности, а там нет музыкальных школ, если имеются, то только по народным инструментам и в виде кружка. Музыкальные училища выпускают также недостаточно подготовленных учащихся, которые должны продолжать учебу в вузах.

В Уфе есть средний специальный музыкальный колледж, выпускающий крепких музыкантов. Но в этом учреждении мало учатся дети-башкиры, особенно по элитным специальностям. При строительстве интерната колледжа было сказано о том, что туда нужно брать детей из районов. Потому что есть талантливые деревенские ребята, в музыкальном плане, для которых это заведение единственный шанс пробиться в люди. Но сейчас там зачастую обучаются городские, куда родители обычно приводят без их желания. К тому же в этой школе, как мне кажется, сильное давление идет на детей башкир, у них появляется комплекс неполноценности, который отражается в дальнейшем в их формировании как личность. Для этого необходимо пересмотреть всю систему музыкального образования.

_MG_0319.jpg

- Есть выход из культурного «бедствия»?   

- Все, что происходит сейчас - это издевательство над башкирской культурой. Мне больно смотреть на то, как разрушают все, что когда-то потом и кровью создавали десятилетиями. Даже в тяжелые 30-е годы готовили композиторов, певцов в национальной студии, отыскивая талантливую молодежь в глуши, и направляя их для обучения в Москву. Появляется такое ощущение, что музыка никому не нужна, все заинтересованы только собой и своими карманами. А тех, кто реально хочет заниматься искусством, просто никуда не берут.

Помню, вы писали про композитора Урала Мухамедьярова, которого не принимают в Союз композиторов РФ и потому, как он сам говорит, не может реализовать свои творческие планы. У нас еще есть талантливый скрипач и дирижер Рустем Сулейманов. Таких музыкантов как он в других регионах ногами и руками оторвали бы, а у нас Минкульт близко не подпускает к музыкальным учреждениям Башкортостана. Таких инцидентов очень много. К сожалению, это проблема не только Урала или Рустема, а всех башкир. Возможно, нужно принять дополнительные госпрограммы по культуре или хотя бы уволить несколько человек из Минкульта, то дела бы наладились.

Абитуриентов, поступающих на кафедру композиции, должны начать готовить еще в музыкальных училищах. У нас этим занимаются только в спец.колледже, в основном туда идут девушки, не владеющие башкирском языком, культурой, традициями и небашкирского происхождения. В начале учебного года я предложил свою готовность заняться композицией в училище искусств, и об этом сказал директору, моему бывшему студенту. Он с радостью воспринял эту идею и обещал реализовать ее. Но через некоторое время он начал избегать меня, видимо было предупреждение министра культуры не связываться с человеком, включенным в «черный список».

У нас проблемы во всех областях музыкального искусства. К примеру, подготовка специалистов в области народного творчества. Кафедра этномузыкалогии института искусств за весь период существования не подготовила ни одного специалиста в области музыкальной фольклористики. В результате богатейший башкирский музыкальный фольклор продолжает оставаться неисследованным, неизученным, неизданным, недоступным подрастающему поколению, на котором они должны воспитываться и продолжать многовековые традиции своих предков. Данное время кафедра этномузыкалогии, не выполняя свою основную исследовательскую функцию, проводя несвойственные для них «занятия» по фольклорному ансамблю на уровне художественной самодеятельности деревенских клубов, продолжает неудачные «эксперименты» ликвидированной за непрофессионализм кафедру народно-художественного творчества.

А ведь времена изменились, пора пересмотреть отношение к национальной культуре, сколько невинных людей пострадал из-за тех, которые занимают не свои места. Когда-то, кем-то, высказанная клевета не может дальше работать против башкирской культуры. Вспомните! 37 год – один из основоположников башкирской профессиональной музыки Газиз Альмухаметов - расстрелян; 50-60 е годы - выдающийся фольклорист, оставивший великое творение башкирского народа эпос «Урал батыр» Мухаметша Бурангулов - последние годы жизни проводит в тюрьме; 60 - 70 – е годы: выдающиеся поэт Рами Гарипов – изолированный от всего, безработный, запрещенный издаваться и публичных выступлений умирает в одиночестве и в нищете … Традиция продолжается…

Следите за нашими новостями в удобном формате - Перейти в Дзен , а также в Telegram «Однажды в Башкирии», где еще больше важного о людях, событиях, явлениях..
ПОДЕЛИТЬСЯ






важное